Колокол и его история. Часть 2

 
Колокол и его история. Часть 2 Начиная с XVI века «Царь колокол» переливался несколько раз и в каждом случае к его первоначальному весу прибавлялся дополнительный металл. Прадедом Царь-колокола принято считать Большой Успенский колокол, который был отлит мастером Андреем Чоховым по приказу Бориса Годунова. По свидетельствам, которые сохранились до наших дней, гигантский колокол весил около 18 тонн. Для того, чтобы сдвинуть с места язык колокола, требовалось усилие двадцати четырех крепких мужиков. Однако, это «чудо» колокольного мастерства в середине XVII века разбилось во время одного из пожаров.

В 1654 году по Указу царя Алексея Михайловича ему на смену известный в те времена литейщик Данила Данилов вместе с сыном Емельяном отливают колокол, еще больше и тяжелее, который весил около 131 тонны. Этот колокол поднимают на деревянную звонницу колокольни Ивана Великого. Но при первом сильном удара, колокол рассыпался на куски. Буквально на следующий год 20-летний мастер Александр Григорьев вызывается всего за 10 месяцев отлить новый гигантский колокол из обломков колокола, который сделали мастера Даниловы. В результате на свет появился Большой Успенский колокол, не уступающий по весу своему предшественнику. Успенский колокол прослужил до большого пожара происшедшего 19 июня 1701 года. Пожар охватил деревянные постройки церкви Рождества Христова, колокол упал и разбился на большое количество осколков, которые позднее были использованы при создании настоящего «Царь-колокола».

Своим высочайшим Указом в 1730 году императрица Анна Иоановна, повелевает слить вновь колокол. По поручению императрицы поиском мастеров занялся граф Миних. Граф для начала отправился в славный град Париж и предложил королевскому механику Жерменю взяться за изготовление колокола. Но Жермен, узнав о весе колокола, воспринял это предложение как шутку и сразу отказался. Хотя в некоторых исторических документах, сильно озадаченный и удивленный Жермен все-таки согласился подготовить проектные документы на изделие.

Но в конечном итоге отливкой колокола занялись русские мастера. За изготовление колокола взялся известный литейщик Иван Федорович Моторин вместе со своим сыном Михаилом. Первоначально Иван Моторин подготовил все необходимые чертежи и отправил их на утверждение в Санкт-Петербург. Затем отлив уменьшенную модель будущего колокола, мастера приступили к расчетам, связанным с поднятием колокола на Ивановскую колокольню. В 1731 году из Петербурга пришло разрешение на изготовление колокола.

Во внутреннем дворе Кремля, между колокольней Ивана Великого и Чудовым монастырем была вырыта литейная яма глубиной 10 метров, стены которой были выложены кирпичом и усилены дубовым срубом. Дно ямы укрепили при помощи дубовых свай, на которые положили железную решетку. Эта решетка становится основанием для формы колокола. В центре литейной ямы устанавливают глиняный стержень, который определяет внутренний объем будущего колокола, а затем из глины была подготовлена форма для заливки.

26 ноября 1734 года после торжественной службы в Успенском соборе Кремля все четыре подготовленные для плавки металла печи были запущены. Но 28 ноября у двух из четырех печей поднялись поды, и из них ушла медь. Был собран совет мастеров, на котором было решено продолжить работы, используя две исправные печи, добавив в них недостающий металл.

Недостающий металл привели с московского Пушечного двора в виде 600 колоколов каждый весом по 27 тонн и 68 тонн денежной меди. Две работающие печи были перегружены, в результате одна из них в ночью дает течь. Работы были приостановлены, но главная неприятность для литейщиков была еще впереди. 19 августа 1735 года в самый разгар всех восстановительных работ скоропостижно скончался Иван Федорович Моторин и работы по созданию колокола ложатся на плечи его сына Михаила.

25 ноября 1735 года колокол был полностью отлит. Его высота с ушками составила 6, 24 метра, диаметром 6,6 метра, а вес его превысил 200 тонн. Для отливки колокола было подготовлено около 250 тонн рабочего материала, кроме меди, было использовано олово, а также 525 кг серебра и 72 кг золота. Последняя плавка металла для заливки формы продолжалась в течение 36 часов, а ее заливка заняла всего 36 минут. Шесть тонн металла поступало в форму в каждую единицу времени.

В бумагах разрешающих производство колокола не было предусмотрено размещение на колоколе имени литейщика. Чтобы оставить на колоколе свой «автограф», Ивану Моторину подавать соответствующее прошение в Сенат через артиллерийскую контору. Из Сената прошение было перенаправлено на утверждение самой императрицы. И только после ее одобрения на колоколе смогла появиться надпись, в которой и сообщалось о том, кто был автором этого колокола.

Непосредственно с момента отливки самого колокола и до первой половины 1737 года продолжалась художественная обработка Царь колокола. Руководил художественными работами скульптор Федор Медведев, который обучался своему ремеслу в Италии, а помогали ему русские мастера. Известен исторический факт, что изначально работать над художественным оформлением колокола, было предложено скульптору Карло Растрелли, но он запросил настолько высокую сумму за свои труды, что от его услуг просто отказались.

В мае 1737 года в Москве вспыхнул Троицкий пожар, охваченные огнем бревна стали падать яму с колоколом. Пожар тушили всем миром и раскаленный колокол в яме залили водой. В результате на колоколе образовались 11 трещин, и от него откололся огромный кусок, который весил одиннадцать с половиной тонн. Но есть версия, согласно которой считается, что трещины на колоколе появились из-за нарушенной технологии литья.

Извлечь колокол и ямы пытались три раза. Первые две попытки не увенчались успехом. Третью попутку предприняли в 1836 году под руководством архитектора Августа Монферрана. Ему было поручено поднять Царь колокол и установить на специальный пьедестал, поскольку из-за множества повреждений его использование по прямому назначению было просто невозможно. Над литейной ямой, по приказу Монферрана устанавливают деревянные леса со специальной системой блоков, воротов и канатов. Но вытащить колокол и ямы удалось не сразу. Первая попытка также не удалась, не выдержало несколько канатов. Новый подъем колокола был назначен на раннее утро 23 июля 1836 года. Подготовительные работы заняли около часа и в начале шестого утра солдаты начали поднимать Царь-колокол из ямы. Примерно через 40 минуты Царь колокол он оказался на поверхности.

26 июля колокол установили на восьмигранный постамент, который был сделан по проекту Монферрана. Постамент был изготовлен из блоков красного кирпича и белого известняка, которые скреплены между собой железными скобами и коваными штырями. И сегодня Царь колокол стоит именно на том самом постаменте. Решив увековечить 4 августа, как дату завершения работ, связанных с подъемом и установкой Царь колокола, Монферран установил табличку на лицевую сторону подставки.


Возврат к списку