Колокол и его история. Часть 3

 
Колокол и его история. Часть 3

Также был отлит колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, который назвали "Новый колокол", весом 3600 пудов. В это же время в Санкт-Петербурге, мастер Иван Стукалкин отливает для Исаакиевского собора 11 колоколов.

Историческим фактом является то, что все колокола для Исаакиевского собора отливались из старых сибирских пятаков, и для этой цели из царской казны было выделено 65,5 тонн таких пятаков. Самый большой колокол из отлитых для Исаакия весил 1860 пудов. На нем были изображения русских императоров в пяти медальонах.

Колокол именуемый "Благовестник" был пожертвован Александром II Соловецкому монастырю. На этом колоколе была изображена Крымская война - в картинах и прозе. В 1854 году монастырь подвергся обстрелу со стороны английского флота. По монастырю было выпущено свыше 1800 снарядов за 9 часов обстрела, но он выстоял осаду. Именно эти события и были запечатлены на колоколе. Кроме того, в нескольких медальонах были изображения панорамы Соловецкого монастыря, картины боя и посрамленного английского флота. Все перечисленное на колоколе венчали изображения соловецких чудотворцев и Богородицы.

В Москве для храма Христа Спасителя в Москве на заводе Н.Д. Финляндского отливают 14 колоколов, самый большой из которых назван "Торжественным" и весил 1654 пуда. Второй по размерам колокол с изображением святителей московских назвали "Праздничный", его вес составил 970 пудов.

Среди всех русских колоколов особое место отведено ростовским звонам. Самый большой из ростовских колоколов "Сысой" весил 2000 пудов и был отлит в 1689 году. Следующим шел колокол названый "Полиелейный" отлитый в 1683 году общим весом 1000 пудов, а затем колокол "Лебедь" отлитый весом 500 пудов. На звоннице ростовского кремля было всего тринадцать колоколов, и звонили в Ростове по нотам, которые специально были сочинены на три настроя: акимовский, дашковский и ионинский.

В 1907 году мир впервые услышал перезвон колоколов храма Воскресения Христова (на крови) в Санкт-Петербурге. Знаменитый в те времена ростовский протоиерей Аристарх Израилев лично настраивал колокольные звоны для храма. Петербургские звоны в начале XX века, превосходили по мелодичности и тональному разнообразию, московские и даже ростовские звоны. Исключительную музыкальность и неповторимость звука обеспечивали, благодаря, тщательному подбору по звучанию всех колоколов.

К тому времени все колокола преимущественно изготавливались из специальной меди, которую называли колокольной. Но для литья колоколов использовали и другие металлы. Так, например, в Досифеевой пустыни, что на берегу Шексны были чугунные колокола, а в Соловецком монастыре была два каменных колокола. Колокола из листового железа были в Обнорском монастыре, в Тотьме был колокол из стекла, а в Успенском кафедральном соборе Харькова был колокол весом 17 пудов изготовленный из чистого серебра. Были колокола, отлитые и из чистого золота, но все у них был, как правило, небольшой и не превышал 45 пудов. Во многих монастырях и храмах были колокола весом от 1000 пудов и для того времени это было вполне обычное дело. В 1917 году в России работало 20 крупных колокольных заводов, которые в течение года отливали порядка 120 тысяч пудов церковных колоколов.

Колокола в нашей стране, проделав большой исторический путь, неотъемлемой частью жизни нашего народа. Ни один православный храм был немыслим без них, а буквально все важнейшие события в жизни государства российского и Церкви всегда освящались колокольным звоном.

После 1917 года новая власть стала активно бороться церковными колоколами, которые особенно ей были ненавистны. И к началу 30-х годов церковные колокола по всей стране замолчали. Власти передали все церковное имущество, в том числе и колокола в ведение местных советов, которые могли его использовать по своему усмотрению. В это же время были выпущены специальные секретные инструкции, которые разрешали уничтожать часть культового имущества. Большая часть колоколов была просто уничтожена, а львиная их доля, которая, по мнению властей, представляли художественную ценность, была поставлена на учет в Наркомпросе, служащие которого могли самостоятельно распоряжался ими исходя из нужд государства.

Для того, чтобы избавиться от наиболее ценных колоколов новая власть решила продать их за границу. Так в Гарвардском университете, появились колокола из Данилова монастыря, а уникальные колокола из Сретенского монастыря были реализованы в Англию. Великое множество колоколов было распродано частным коллекционерам. Другая же часть колоколов была отправлена на крупные стройки того периода для технических нужд. Россия катастрофически быстро потеряла все свое колокольное богатство, которое преумножалось столетиями. Конец 30-х годов ознаменовался изъятиям колоколов из древнейших городов и монастырей. Так, в 1929 году с Костромского Успенского кафедрального собора был снят колокол весом 1200 пудов, а в 1931 году были отправлены на переплавку большинство колокола Ризоположенского, Спаса-Евфимьева, Покровского монастырей Суздаля.

Но наиболее трагичной историей стала гибели колоколов Троице-Сергиевой лавры. Многие следили за гибелью колоколов первой на Руси обители и гордости России, благодаря печатным изданиям новой власти, многие из которых печатали иллюстрированные репортажи о низверженных колоколов. В итоге Троице-Сергиева Лавра потеряла 19 колоколов, общий вес которых составлял 8165 пудов. Московские власти нашли иное применения части снятых колоколов и в 1932 году они отливают из 100 тонн церковных колоколов для нового здания библиотеки имени Ленина бронзовые горельефы.

ВЦИК на секретном заседании в 1933 году устанавливает план по заготовке колокольной бронзы, согласно которому каждая республика и область имела ежеквартальную разверстку на ее заготовку. Таким образом, в плановом порядке в течение буквально нескольких лет, были уничтожены почти все колокола, которые так бережно собирала несколько столетий Православная Русь.

Сегодня в нашей стране искусство литья церковных колоколов возрождается. Создан Фонд "Колокола России" по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, который прикладывает максимум усилий для возрождения древних традиции колокольного искусства. В мастерских фонда мастера отливаются колокола весом до 5 тонн. А самым большой колокол, который отлили в современной истории, России стал колокол, предназначенный для храма Христа Спасителя в Москве.


Возврат к списку