Колокол и его история. Часть 1.

 
Колокол и его история. Часть 1.

Любой колокол состоит из четырех частей - крепежное ухо, голова колокола или остов, поля, язык. В древнейшие времена колокола, как правило, имели небольшие размеры. Их не отливали как сейчас из металла, а клепали из листового железа. Несколько позже колокола начали делать из бронзы и листовой меди.

Доподлинно неизвестно, когда именно колокола стали использовать при христианском богослужении. Церковное предание гласит, что впервые при христианском богослужении колокола были применены в период 353-431 годов и связано это событие со свт. Павлином, епископом Ноланским. В сонном видении увидел он ангела с колокольчиками, которые издавали дивные звуки. Обычные полевые колокольчики подсказали свт. Павлину форму будущих колоколов, которые и стали употреблять при богослужении.

На христианском Западе, впервые упоминают о колоколах датировано лишь VII веком, когда они появились при храмах в Орлеане и Риме. Благодаря Карлу Великому к VIII веку на Западе, колокола при церквях стали распространенным явлением. Для производства колоколов использовали сплав меди и олова, а чуть позже к ним стали добавлять железо и в самых редких случаях серебро. Временем повсеместного распространения колоколов на христианском Западе принято считать середину IX века. На Православном Востоке, появления колоколов относится ко второй половине IX века. В это время по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский правитель Орсо присылает двенадцать колоколов в Константинополь для вновь построенной церкви. Однако это нововведение не получило широкого распространения и лишь в 1204 году после занятия Константинополя крестоносцами при храмах снова стали появляться колокола.

На Руси появление колоколов связано с самими истокам христианства. Исторически доказано, что колокола пришли с Запада, а не из Византии, но широкое их распространение на Руси относится к более поздним временам. Требовалось значительное время, чтобы в церковную жизнь вошли "новые звоны". Первое упоминание о колоколах на Руси в древнейших летописях датировано 988 годом. Колокола были в Киеве при Ирининской и Успенской (Десятинной) церквях. В летописях начала XI века упоминаются колокола в Новгороде при храме св. Софии. Прп. Антоний Римлянин прибыв в 1106 году в Новгород, услышал великий звон. Концом XII века датированы упоминая о колоколах в храмах Владимира на Клязьме, Полоцка и Новгород-Северского.

Первые упоминания о русских мастерах колокольного встречаются в летописи 1194 года. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII века в Киеве уже были литейные мастерские для производства колоколов. Древнейшие русские колокола были небольших размеров, не имели никаких надписей и были абсолютно гладкими. Колокольное дело на Древней Руси несколько угасло после нашествия татаро-монголов. В XIV веке литейное дело возобновляется, начиная с Cеверо - восточной Руси. Москва становится центром литейного производства. Особой славой в те времена почитался мастер Борис, который отлил множество колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов так и оставались небольшими, а весили они всего несколько пудов.

Важным событием в развитии колокольного дела на Руси стал 1530 год. По распоряжению новгородского архиепископа свт. Макария был отлит колокол весом в 250 пудов. Для того времени, колокола подобных размеров были очень большой редкостью. И в летописях упоминается, что это было событие огромной важности и что ранее подобного не было. В это же время на колоколах стали появляться надписи на латинском, славянском, латинском, страро немецком и голландском языках. Иногда надписи были кодированы, и прочитать их можно было, только используя специальный "ключ". Этим же временем датировано и появление колоколов особого чина - освященных.

Вторая половина XV века оставила заметный след в колокольном деле. В это время в Москву приехал строитель и инженер Аристотель Фиорованти. Он строит в Москве пушечный двор, где лили пушки и колокола. Кроме Фиорованти в это же время литейным делом занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Яков и Петр. Начало XVI века ознаменовалось тем, что уже много русских мастеров с успехом продолжали начатое своими учителями колокольное дело, во многом их превосходя. Именно в это время в колокольном деле формируется особый тип русских колоколов, со своей особенной формой и системой крепления, а также своим составом колокольной меди.

Во времена царствования Ивана Грозного и его сына Феодора, колокольное дело в Москве развивается стремительно. Отливается множество новых колоколов для других городов, а не только для Москвы. Мастер Немчинов отливает 1000 пудовый колокол "Благовестник". Были и другие мастера известные в те времена, которые славились художественной и тщательной отделкой колоколов. В это время в Москве при церквях уже насчитывалось порядка 5000 колоколов. При Борисе Годунове колокола лили в не меньшем количестве, хотя их сохранилось сравнительно немного. До нас дошел рассказ одного из путешественников, который посещал Москву в это время. Его поразил колокольный звон, который радовался в Москве со всех сторон, буквально заглушая человеческую речь.

Смутное время начала XVII века несколько притормозило развитие колокольного дела, но патриарха Филарета (Романова) активно способствовал его развитию, и через некоторое время это искусство возродилось с большей силой. Колокольное производство крепло и развивалось, со временем достигнув таких размеров, каких и не знала Западная Европа. Именно с этого периода в России перестали приглашать иностранных мастеров, специализирующихся на литейном деле. История сохранила для нас имена великих русских мастеров колокольного цеха – это Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Алексей Якимов и Андрей Данилов. Русские мастера того времени были способны отливать колокола огромного веса и размера, которые поражали даже опытных иностранных мастеров. Так, например, мастер Адрей Чохов в 1622 году отливает колокол "Реут", который весил 2000 пудов. В 1654 годы был отлит и знаменитый "Царь колокол", который несколько позже был перелит. Для Савино-Сторожевский монастыря в 1667 году отливают колокол весом 2125 пудов.

Первые годы царствования Петра I колокольное дело нельзя было назвать успешным. Петр очень холодно относился к Церкви. И своим Указом в 1701 году приказал изымать для нужд армии из церквей колокола. Уже к маю 1701 году в Москву привезли на переплавку огромное количество церковных колоколов, общий вес которых превышал 90 тысяч пудов. Колокола переплавляли для производства из меди больших и малых пушек, мортир и гаубиц. Но медь, которая использовалась при литье колоколов, оказалась непригодной для орудий. И оставшиеся колокола так и остались невостребованными. По приказу Петра в 1717 году для Новоспасского монастыря был отлит колокол весом 1100 пудов. И в это же время для Троице-Сергиева монастыря литейщик Иван Маторин отливает колокол, который весил более 4000 пудов.

Продолжение следует...


Возврат к списку